Введен в эксплуатацию головной участок новой трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» от МКАД до Солнечногорска

25.12.2014

8W6B0976.jpg

Новая автодорога высшей категории I-А станет платной альтернативой существующей трассе М-10 «Россия» на наиболее загруженном участке от МКАД до Солнечногорска и в значительной степени сократит время в пути до Зеленограда, подмосковных городов Сходня, Солнечногорск, Долгопрудный, а также аэропорта Шереметьево.

Головной участок скоростной автомобильной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (15-58 км) стал пилотным проектом в сфере строительства дорожной инфраструктуры в России в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма Концессии. Концедентом является госкомпания «Автодор», Концессионером – ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), специально созданная в 2007 году компания, занимающаяся только реализацией Проекта.

Акционерами ООО «СЗКК» являются ведущая европейская строительная компания VINCI Concessions и одна из крупнейших российских компаний, специализирующихся на строительстве транспортной инфраструктуры, - группа «Мостотрест». Только за 2014 год российский партнер Проекта ввел в эксплуатацию более 20 объектов инфраструктуры, среди которых вылетная эстакада на Можайском шоссе в Москве, пятый участок (км 258 – км 334) дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в обход Вышнего Волочка, мостовой переход через реку Дон в Аксайском районе Ростовской области, участки трассы М-9 «Балтия» в Московской области и М-11 «Нарва» в Ленинградской области и т.д.

8W6B0822.jpg

Новая современная трасса отличается беспрецедентно высоким для российской дорожной отрасли вниманием к вопросам безопасности водителей и экологии проекта. Так, по всей длине 43-километрового участка на разделительной полосе установлен цельнолитой бетонный барьер, выполненный по европейской технологии с усилением конструкции для российских условий эксплуатации, по краям трасса полностью закрыта металлическими отбойниками, при укладке асфальта использован щебеночно-мастичный асфальтобетон с высоким коэффициентом сцепления и т.д.

С точки зрения экологических аспектов, новая трасса является наиболее передовой российской дорогой. Здесь установлено более 23 км шумозащитных экранов, возведено 5 проходов для животных, по краям полосы отвода автомагистраль дополнительно защищена сетчатым забором высотой 2 м, установлено 35 очистных сооружений, в процессе эксплуатации будет осуществляться постоянный экологический мониторинг трассы и т.д.. Более подробная информация о безопасности и экологии трассы размещена ниже в соответствующих разделах.

Конфигурация и основные параметры

Протяженность открываемого участка составляет 43 км, он стартует от Бусиновской развязки МКАД и пересекает магистраль М-10 в районе деревни Пешки. Заезд на трассу также возможен через Коровинскую развязку МКАД, с улиц Фестивальная, Дыбенко, Зеленоградская, Талдомская. Многоуровневые транспортные развязки соединяют М-11 с Лихачевским шоссе, аэропортом «Шереметьево», Зеленоградом, Малым московским кольцом (А-107) и Ленинградским шоссе перед Солнечногорском. При строительстве трассы сохранены все ранее существовавшие дороги местного значения, которые теперь пересекают новую трассу на разных уровнях.

На момент открытия головного участка трассы М-11 на секции от МКАД до Шереметьевского шоссе дорога имеет по 5 полос движения в каждом направлении, от Шереметьевского шоссе до Зеленограда - по 4 полосы, и от Зеленограда до Солнечногорска - по 2 полосы. В дальнейшем, по мере роста трафика, планируется расширить последний отрезок до 4 полос в каждом направлении.

Максимальная скорость движения на новой автомагистрали составит 130 км/ч, однако в период до окончания работ по возведению необходимой инфраструктуры трассы будут вводиться временные дополнительные ограничения скоростного режима на потенциально опасных участках.

Общая стоимость проекта, включая строительство инфраструктурного объекта и обслуживание кредитной линии, – свыше 60 млрд рублей. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Инвестиционный фонд Российской Федерации выделил 22,850 миллиардов рублей, а остальная часть – коммерческое финансирование, включающее собственные и заемные средства акционеров.

Безопасность движения

Головной участок трассы Москва - Санкт-Петербург (15-58 км) является одной из самых современных и безопасных дорог в Российской Федерации. Специально для строительства трассы ведущими российскими и европейскими экспертами разработан комплекс мер, реализация которых на этапах строительства и эксплуатации трассы обеспечивает максимальную защиту для автомобилистов. В частности, это:

- внедрение централизованной информационной системы контроля и управления дорожным движением, объединяющей автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), дорожную интегрированную службу связи (ДИСС) и центральный пункт управления (ЦПУ), основными задачами которых являются:

  • поддержание равномерного и безопасного движения;
  • сбор информации о характере дорожного движения и метеоусловиях;
  • обработка данных и составление на их основе прогноза действий и событий;
  • непрерывное информирование участников дорожного движения о состоянии дорожного движения, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д.;

- посты аварийно-вызывной связи на "площадках-укрытиях" расположены через каждые 2 км, а также на всех площадках для отдыха;

- оперативная помощь на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств, патрулирование автодороги с периодичностью 6 часов персоналом компании-оператора;

- установка защитных ограждений по всей трассе: металлические ограждения барьерного типа вдоль обочин;

- установка цельнолитых железобетонных ограждений парапетного типа вдоль центральной разделительной полосы;

- установка сетчатого металлического ограждения высотой 2 м вдоль всей трассы для предотвращения опасного выхода на дорогу людей и животных;

- внедрение системы контроля состояния и обслуживания дорожного покрытия, искусственных сооружений, зданий, элементов обустройства и оборудования платной дороги;

- внедрение системы организации дорожного движения во внештатных ситуациях (предусмотрены технологические разрывы в центральной разделительной полосе через каждые 2,5-3 км, служебные проезды примерно каждые 5 км и др.).

8W6B0678.jpg

Инновационные технологии строительства

Головной участок 15-58 км скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург является первой в Российской Федерации автомобильной трассой, при проектировании, строительстве и эксплуатации которой используются европейские и российские инновационные технологии, разработанные, в том числе, с помощью двух крупнейших субподрядных организаций, входящих в группу «Мостотрест», - ООО «Трансстроймеханизация» и ДТФ «Мостоотряд-90». Участие в проекте французской группы VINCI обеспечивает точное соблюдение всех технологических процессов и строгий контроль качества на всех этапах строительства и эксплуатации трассы.

В частности, строительство трассы включило в себя:

- применение принципиально новой системы гидроизоляции мостов «Ламмистикс» по технологии финской компании Laminkainen взамен устаревшей оклеечной схемы. Цельнолитая гидроизоляция обладает высокой проникающей способностью, заполняя собой все поры бетонных конструкций и плотно прилегая к трубам дренажной системы, а также отличной адгезией к бетону;

- использование новейших технологий и высокопроизводительной техники при производстве работ по дорожному строительству (земляные работы, укладка асфальта, возведение искусственных сооружений, устройство железобетонных ограждений парапетного типа и т.д.);

- применение технологий возведения цельнолитых бетонных бордюрного камня и центрального ограждения типа «Нью-Джерси», разработанных компанией «Трансстроймеханизация» (входит в группу «Мостотрест») совместно с американской Gomaco. Это решение позволяет получить более долговечные и надежные барьерные ограждения;

- использование технологии армогрунтовых подпорных стенок, позволяющих в значительной степени уменьшить площадь основания насыпей с сохранением высокой прочности дорожной одежды;

- использование современных технологий, приборов и оборудования при производстве изыскательских, лабораторных и контрольно-измерительных работ;

- внедрение современных систем контроля, анализа и управления дорожным движением с применением самого современного оборудования.

Комфортное движение

Новая трасса устанавливает новые для России стандарты комфорта для водителей.

Эргономика всего проекта включает в себя:

  • значительное сокращение времени в пути до Международного аэропорта «Шереметьево», Зеленограда, Солнечногорска;
  • отсутствие на протяжении всего головного участка (43 км) одноуровневых пересечений со светофорами. Многоуровневые развязки расположены друг от друга на расстоянии не менее 5 км;
  • высококачественное дорожное покрытие, выполненное из щебне-мастичного асфальтобетона (ЩМА), и долговечная разметка;
  • эффективная схема освещения трассы;
  • организация отдыха пользователей дороги согласно европейским стандартам (обустроенные площадки для отдыха с удобными подъездами и достаточным количеством парковочных мест как для легкового, так и для грузового транспорта);
  • постоянное и заблаговременное информирование пользователей в режиме реального времени о состоянии дорожного движения, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д.;
  • пункты оплаты проезда с необходимым количеством полос и возможностью организации на части из них реверсивного движения для предотвращения заторов. Возможность выбора способа оплаты наличным или безналичными способами;
  • наличие пунктов обслуживания клиентов, где можно получить всю необходимую информацию о маршрутах, условиях оплаты проезда, а также приобрести автоматическое оборудование для оплаты проезда;
  • применение современных технологий борьбы с гололедицей, обеспечивающих бесперебойное движение по дороге, и современных противо-гололедных материалов, позволяющих избежать загрязнений в зимний период. При этом предпочтение будет отдаваться превентивной обработке поверхности дорожного полотна специальными средствами;
  • оперативная помощь на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств;
  • устройство пешеходных переходов через дорогу на разных уровнях.

8W6B0828.jpg

Окружающая среда

Экологическая и социальная ответственность является приоритетом при реализации проекта строительства новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – С.-Петербург» в целом и ее головного участка (15-58 км). Уже на этапе оптимизации проекта (до начала строительства этого участка) ООО «СЗКК» совместно с Государственной компанией «Автодор» и французской группой VINCI выполнили ряд мероприятий, направленных на минимизацию ущерба, который может нанести окружающей среде инфраструктурный объект как во время строительства, так и в период его эксплуатации.

Основные компенсационные мероприятия, выполняемые в рамках Проекта, включают в себя:

  • строительство шумозащитных экранов на протяжении 23 км;
  • строительство 5 проходов под трассой на путях миграции животных, подходы к которым защищены специальными экранами, чтобы воздействие на животных шума и света автомобилей было сведено к минимуму;
  • обустройство более 60 специальных водопропускных труб на путях миграции земноводных и мелких животных в местах пересечения дороги с водными преградами или в местах понижения рельефа;
  • создание 35 локальных водоочистных сооружений для очистки ливневых и талых вод с использованием современных технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод;
  • создание гидроботанических площадок-отстойников;
  • рекультивация территорий временно занятых во время строительства;
  • применение современных противогололедных материалов при обслуживании дороги в зимний период и проведение контрольных замеров концентрации хлористых соединений в почве, снеге и растительности;
  • обустройство пунктов для приема и складирования снежно-ледяной массы;
  • установка автоматических пунктов мониторинга воздуха;
  • устройство сетчатого ограждения по границе полосы отвода дороги вдоль всей трассы для предотвращения несанкционированного доступа людей и животных с обеих сторон дороги на всем ее протяжении;
  • специальные мероприятия по защите рыбоохранных зон;
  • внедрение программы экологического мониторинга с применением современных методов автоматизированного и лабораторного контроля:
  • автоматизированные посты наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и уровня шума;
  • современные методы лабораторного анализа загрязнений природных сред;
  • автоматизированный контроль качества работы очистных сооружений;
  • постоянный мониторинг метеоусловий.

Со своей стороны Российская Федерация приняла решение о дополнительных экологических мероприятиях компенсационного характера. В частности, уже выполнен проект по высадке 500 га деревьев в лесозащитном поясе Москвы.

История Проекта

История проекта начинается с начала 1970-х годов: концепция дублера существующей автомобильной дороги Москва – Ленинград была включена в генплан развития Москвы и Московской области в 1971 году.

В 2004 году Проект был возобновлен поручением Президента Российской Федерации №ПР-610 «Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва – С.-Петербург».

В 2005 году проведены общественные слушания по Проекту в Солнечногорском районе Подмосковья и г.о. Химки.

В 2006–2007 годах были проведены необходимые экспертизы проекта и получены положительные заключения Главгосэкспертизы и Государственной экологической экспертизы.

24 апреля 2007 года опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации №511-р о проведении конкурса на право заключения Концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – С.-Петербург на участке 15-58 км. В 2009 году с ООО «СЗКК» подписано Концессионное Соглашение.

В апреле 2010 года состоялось финансовое закрытие по проекту строительства скоростной автомобильной дороги Москва – С.-Петербург на участке 15-58 км и подписано кредитное соглашение со Сбербанком России и Внешэкономбанком.

В августе 2010 года для проведения дополнительных общественных и экспертных обсуждений Президент Российской Федерации Д.А. Медведев приостановил реализацию проекта строительства головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – С.-Петербург.

В декабре 2010 года по итогам проведенных дополнительных общественных и экспертных обсуждений (сентябрь – декабрь 2010 года) состоялось заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова. Комиссия остановилась на первоначально утвержденном маршруте прохождения головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – С.-Петербург с учетом дополнительных компенсационных мероприятий экологического характера.

В сентябре 2011 года ООО «СЗКК» получило документальное разрешение на строительство и незамедлительно приступило к реализации Проекта.

8W6B0961.jpg

 

Все новости